Второй иностранный язык — обязательный предмет

MrVczFvKO0IВ ближайшем будущем российских школьников и их родителей порадуют новыми изменениями. С 1 сентября 2015 года во всех общеобразовательных школах вводится обязательное преподавание двух иностранных языков.

По словам министра образования и науки Дмитрия Ливанова, пятые классы переходят на обучение по новому стандарту.  ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) с 1 сентября этого года впервые определяет статус второго иностранного языка, и в нем зафиксировано, что второй иностранный язык является обязательным элементом школьной программы.

Руководство Минобрнауки объясняет это тем, что изучение второго иностранного языка не только помогает овладеть дополнительным средством международного общения,  но и способствуют развитию памяти и интеллекта ребенка.   «Это не просто средство общения, но и средство развития памяти, интеллекта ребенка», — заявил Ливанов, сославшись на изучение мертвых языков — латыни с древнегреческим — в гимназиях царской России. «Никому, — подчеркнул он, — и в голову тогда не приходило разговаривать в быту на языке Цицерона и Эсхила. Однако интеллекту ребенка овладение этими языками давало мощный стимул для развития». То же, по словам министра, будет и сейчас.

В Минобрнауки отметили, что далеко не все учебные заведения готовы к введению второго языка в качестве обязательного предмета. Поэтому некоторым дается время на адаптацию. Каждый регион сможет дифференцированно ввести новый стандарт основного общего образования для 5–9-х классов. Например, школы Центральной России с наиболее развитой инфраструктурой и высоким уровнем запроса в обучении второму иностранному языку включат его в свои программы уже в ближайшее время, тогда как некоторым сельским школам для этого потребуется больше времени.

На самом деле решение о введении с 5-го класса второго обязательного иностранного языка в российской школе было принято давно. Оно было узаконено его еще пять лет назад. Но вводились новые изменения поэтапно, захватывая всего по одному классу в год и лишь добравшись в нынешнем сентябре до средней ступени школы.

Чиновники объясняют, что нельзя ввести второй иностранный язык сразу в 11-м классе. Причина в том, что этот предмет старшеклассники никогда раньше не изучали, и спрашивать с них эти знания было бы бесполезно и несправедливо. Именно поэтому, в соответствии с ФГОС, изучение начинается с 5-го класса.

Вопрос о выборе второго иностранного языка остается открытым. Во многом выбор языка зависит от родителей учащихся. Но, к сожалению, многие школы, в силу недостатка или отсутствия учителей по тем или иным иностранным языкам, не могут удовлетворить запросам каждого.

Многие считают, что самый популярный иностранный язык после английского — немецкий. Также среди российских школьников популярны французский, испанский, итальянский. Но все больше людей, в том числе чиновников в сфере образования, считают уместным сделать обязательным вторым иностранным языком китайский. С точки зрения зампреда думского Комитета по образованию Михаила Берулавы, КНР — страна со стремительно развивающейся экономикой и большим населением. «Так что в нашей школе стоит изучать не только английский, но и китайский, — отметил чиновник. — И в этом, я думаю, нам согласятся помочь сами китайцы: лучше, когда преподают носители языка. Мы активно интегрируемся в мировое сообщество, мировую систему образования. В Европе все знают по нескольку языков, вот и наши дети должны овладеть хотя бы двумя».

Информация размещена с разрешения администрации сайта Центра дистанционного обучения «Перспективы» perspectives-online.ru.

31499358